14.10.2013

Вопросы эффективности и качества профессионального образования обсудили в Госдуме

14 октября в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: «Инструменты оценки эффективности и качества профессионального образования: совершенствование нормативного обеспечения».

В заседании участвовали депутаты Государственной Думы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора и научного сообщества.

Заседание открыл председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов.

Он отметил, что отечественное образование нельзя оценивать однозначно отрицательно: «То время, когда с нашего образования брали пример ушло, но и сейчас по многим рейтингам некоторые ступени нашего образования котируются весьма высоко». В частности, по его словам, высокую строчку в мировых рейтингах занимает российское образование в начальной школе. А тот факт, что отечественные специалисты широко востребованы в мире говорит о том, что российское вузовское образование конкурентоспособно.

Тем не менее, В.Никонов привел данные статистики, которые подтверждают, что «общество не удовлетворено уровнем преподавания». Только 4% опрошенных считают, что в последние годы качество образования выросло.

Председатель Комитета по образованию особо обратил внимание на то, что в системе образования работают высшие учебные заведения, которые «торгуют дипломами», прикрываясь дистанционным форматом образования.

«Таких вузов десятки, однако процедура выдачи и изъятия лицензии регламентируется общими нормами закона «О лицензировании». В соответствии с ними получить лицензию проще, чем ее лишиться», - подчеркнул В.Никонов. В этой связи он предложил совершенствовать законодательство в части предоставления лицензии образовательным учреждениям.

Заместитель министра образования и науки Александр Климов также остановился на проблеме лицензирования учебных заведений. По его мнению, в систему мониторинга эффективности нужно включить все негосударственные высшие учебные заведения. «Это позволит достичь основную цель – обеспечение гарантий качества высшего образования в России».

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что для решения главной задачи его ведомства – эффективной борьбы с вузами «продающими дипломы» - необходимо совершенствование законодательства в сфере лицензирования и аккредитации высших учебных заведений. По его данным, на сегодня количество государственных и негосударственных вузов сравнялось. «В негосударственных университетах до 90% студентов и обучаются заочно», - отметил С.Кравцов. Это, по его мнению, говорит о низком уровне преподавания в таких учебных заведениях.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин предложил совершенствовать систему мониторинга качества работы вузов. Он уверен, что в ряде критериев оценки вузов необходимо подходить более избирательно, учитывая регион его расположения. Что касается форм собственности, то, по его мнению, «качество образования не должно зависеть от того - государственный вуз или нет».

По итогам парламентских слушаний участники заседания выработали несколько рекомендаций. Правительству России: утвердить план мероприятий по формированию Национальной системы оценки качества профессионального образования. Федеральной службе по надзору в сфере образования: определить перечень критериев к организациям, осуществляющим аккредитацию образовательных учреждений.



Российский университет кооперации уже второй раз представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации данные для мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. По итогам прошлогоднего участия в мониторинге на добровольной основе  университет признан эффективным. Кроме того, только за последний год профессионально-общественную аккредитацию получили 38 образовательных программ университета и его филиалов.

К списку новостей