Режим гения
Режим гения
Как работают творческие люди? Как им удается построить свой день так, чтобы повседневная рутина стала частью творческого процесса? Когда на задуманное не хватает времени, следует ли пожертвовать всем – сном, приличным доходом, чистотой в доме – или же можно развить способность концентрировать усилия, работать меньше да лучше?
Чтобы ответить на эти вопросы, Мейсон Карри изучил жизнь и распорядок дня 161 выдающегося человека прошлого и настоящего. Герои его исследования – знаменитые писатели, композиторы, художники, балетмейстеры, драматурги, философы, карикатуристы, комики, поэты, скульпторы. Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Вуди Аллен и Агата Кристи, Лев Толстой и Чарльз Диккенс, Джон Апдайк и Харуки Мураками.
Смена деятельности. Подъем в 5.30-6.00 и сразу же работа над книгой или рассказом. Хемингуэй работал стоя и писал, пока сохранялось представление о том, что произойдет дальше в сюжетной линии. Затем он останавливался и искал вдохновение для следующего дня. Если же работа не удавалась, он принимался за письма. Это спасало его от «ответственности ужасно писать».
«Моральное совершенство за 13 недель». Каждая неделя развития – новая добродетель, так она, как считал Бенджамин Франклин, войдет в привычку. Нарушения ритуала отмечались черными точками в календаре. План действительно сработал. Правда, самому Франклину так и не удалось добиться совершенства в поддержании порядка.
«Нельзя вычерпывать колодец до дна». Американский писатель Генри Миллер работал с утра до обеда. Во второй половине дня он дремал и отвлекался от дел: послеполуденная работа для него была неэффективной. Он считал правильным останавливать работу, «пока в голове еще что-то остается». Главное — строго и постоянно соблюдать режим творчества.
Важность отдыха. Карл Юнг был трудоголиком. Швейцарский психиатр поднимался в семь утра и работал по восемь-девять часов в день. Несмотря на свою загруженность и многочисленных пациентов, Юнг не забывал отдыхать. Он любил рисовать, медитировать и гулять в горах.