Как писать конспекты
Психолог Джеки Андраде из Университета Плимута провел исследование, которое показало, что те, кто делает визуальные заметки, запоминают больше информации, чем те, кто просто слушает. Скетчноутинг — это способ визуализации информации, который поможет сделать конспекты лекций запоминающимися и информативными.
Что понадобится?
1. Любимая ручка;
2. Карманный блокнот;
3. Знание пяти базовых элементов для создания скетчей: круг, квадрат, треугольник, линия и точка. Все предметы, которые находятся вокруг, можно изобразить с помощью этих пяти элементов.
Какие бывают модели скетчей?
1. Линейные — информация располагается по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый угол страницы или разворота;
2. Лучеобразные — велосипедное колесо со спицами, которые направлены от втулки в разные стороны;
3. Вертикальные — информация располагается сверху вниз;
4. Траекториальные — любой формы с изображением конкретных шагов;
5. Модульные — отделение информации с помощью границ;
6. Небоскребы — информация располагается снизу вверх;
7. Попкорн — случайное расположение информации.
Автор книги выделяет линейную модель, потому что линейный поток информации лучше усваивается и удобен для использования на двухстраничных разворотах.
Подходы к созданию скетчей
1. Скетчи в реальном времени — процесс визуализации идей происходит во время события с помощью ручки, которая уже не стирается;
2. Двухступенчатые скетч: «карандаш и чернила» или «от набросков к детализации». В первом случае вы создаете скетч в реальном времени сперва с помощью карандаша, а потом уже ручки, во втором случае вы заметки превращаете в скетч после мероприятия.
Может показаться, что двухступенчатые скетчи с двойной работой позволят запомнить больше информации, но на самом деле скетчи, которые создаются в реальном времени, эффективнее и менее времязатратные.
Как начать?
1. Постройте информационную иерархию. Определитесь, каким порядком будет обладать ваша заметка. Например, сначала будет имя собеседника, потом заголовки, подзаголовки, описательный текст и буллеты — нумерованные или маркированные списки, если говорить на языке ворда;
2. Определитесь с комплектом визуальных элементов. Вы можете использовать типографику, диаграммы, рисунки, ручное письмо, стрелки разделители, иконки или рамочки. Когда известно, какой арсенал имеется в распоряжении, проще ориентироваться в самом процессе создания скетчей;
3. Чтобы запоминать больше информации, включайте в скетчи собственное отношение к выраженным идеям. Так, личное мнение, выраженное в скетче, не только будет ассоциировать с определенной идеей, но индивидуализирует работу;
4. Внимательно концентрируйтесь на принципе повествования, построения презентации или сообщения, следите за стилем и манерой речи говорящего, это поможет на этапе придумывания структуры скетча;
5. Посмотрите в социальных сетях или на видеохостингах ролики создания скетчей, учитесь у тех, кто разбирается.